Самодеятельные путешествия по Родному краю (или размышления путешественника пенсионного возраста на берегу озера Селигер)

« Назад

Самодеятельные путешествия по Родному краю (или размышления путешественника пенсионного возраста на берегу озера Селигер) 03.04.2017 12:00

permnormalogo53В популярной туристской литературе 1935 года, издаваемой под эгидой общества «Пролетарский туризм», озеро Селигер было рекомендовано для отдыха трудящихся с описанием некоторых маршрутов, мест рыбалки, экскурсий. В то время хороших автодорог вокруг озера почти не было, в основном грунтовки, так как само озеро и летом и зимой являлось качественной транспортной артерией. Проблемы были только в межсезонную распутицу. Борис Яковлевич Черняк (путешественник и ученый)  вспоминал, что  в составе  молодежной группы туристов в 1957 году из-за плохих дорог добирался на военном «ЗИЛ-157» из Москвы до Осташкова в течение трех дней, разрабатывая маршрут для участников грядущего Фестиваля молодежи и студентов. В это время активно путешествующих было не очень много, в большинстве своем -  это члены туристских коллективов предприятий и клубов туристов, студенческие группы, школьные группы, а также, сродни туристам – рыбаки и охотники. Снаряжения тоже было очень мало, да и то, как правило, собственного изготовления. На туристских слетах проводились даже конкурсы туристских самоделок, на которых представлялись, спальные мешки, палатки, байдарки, оборудование для приготовления пищи на костре и др. Федор Конюхов, вспоминая то время, говорил, что тогда серьезные путешествия были действительно подвигом, а сейчас можно использовать любое качественное туристское снаряжение, что их значительно упрощает.

document_3Из Москвы и Санкт-Петербурга (Ленинграда) до города Осташкова (районного центра на берегу озера) можно было добраться на пассажирских поездах (дорога занимала порядка 10-12 часов). По самому озеру ходили пассажирские теплоходики. Казалось бы, что прогресс подразумевает развитие и в  XXI веке популярный туристский район должны соединять с двумя столицами скоростные железнодорожные линии.  Вероятно, так представляли себе будущее туристы середины прошлого века. Вряд ли они поверили бы, что железнодорожные рельсы будут просто ржаветь из-за почти полного отсутствия поездов.

document_4Однако, как говорят: «Нет худа, без добра», а поэтому стали  популярными самодеятельные автопутешествия. Конечно, дороги российской глубинки позволяют путешествовать только на внедорожниках, а уж жилые трейлеры требуют особой доработки, иначе просто развалятся на первых же километрах. Тем не менее, самодеятельный туризм развивается. Однако, как сказал классик,  извечная беда России не только дороги, но и дураки.  Именно они запретили использовать валежник и сухостой для приготовления пищи на костре, так зарегламентировали детский туризм и активный отдых, что он на грани исторического исчезновения, как вид. Фотографии активных самодеятельных путешествий с детьми скоро будут размещать в учебниках истории рядом с рисунками стоянок  скифов.

document_5К сожалению, не может больше школьный учитель собрать своих учеников и вывести на маршрут похода выходного дня. И причиной тому,  не только косность системы образования (в Москве требуется оформить более тридцати документов для такого выхода за пределы школьной территории). Имеет место и позиция большинства родителей учащихся, согласных с неразумными и явно избыточными требованиями к обеспечению безопасности детей, да и сами дети больше интересуются тусовками и выездами в пансионаты, чем отдыхом на природе. Кстати, сложившаяся формулировка о возложении на педагога-руководителя похода «ответственности за жизнь и здоровье детей» тоже весьма спорна. Педагог-руководитель может отвечать за соблюдение  мер безопасности, организационно-содержательное обеспечение похода и выполнение его программы. А вот возлагать на него прямую ответственность за жизнь и здоровье – участников похода – это явный перебор.

document_6Как же выглядит самодеятельный туризм сегодня?  Клубов туристов и других официальных общественных объединений путешественников осталось очень мало. Как то еще держаться федерации спортивного туризма, но и в самом спортивном туризме произошли существенные  изменения. Теперь совсем не обязательно путешествовать в классическом понимании этого термина. Можно продемонстрировать  на соревнованиях по технике туризма свои навыки, и ты уже спортсмен-разрядник и даже мастер спорта по туризму. Ну, да Бог с ними, со спортивными нормативами. Ими далеко не все одержимы. Поставим  вопрос - можно ли сейчас самостийно выйти на туристский маршрут, организовать активный отдых на природе самостоятельно или в микроколлективе? С одной стороны  - запретов нет. Да и статья за номером 27 Конституции РФ предписывает, что:

- 1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

- 2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Это является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(266)).

(Источник: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-27-krf)

Полагаем, что это имеет прямое отношение к проведению инициативно, т.е. самодеятельно организуемых путешествий (походов, поездок, экскурсий) по Родному краю. Уточним терминологию с помощью википедии: «Самодеятельный туризм – это походы и путешествия по маршрутам, разработанным самими туристами или рекомендованным туристскими клубами».

Оставим в стороне тех, кто связывает с понятием отдых на природе шашлыки, пьянки, гонки на гидро-  и квадроциклах, дорогих катерах и яхтах без парусов, стрельбу в лесу по бутылкам, ненормативную лексику, громкую музыку, фейерверки, вылов рыбы сетями и прочие «достижения современной массовой  культуры отдыха на природе». Бог им судья, ведь другого судьи просто нет.       

document_7К счастью, пока еще доступны и возможны путешествия на автомобилях и тому подтверждение - множество клубных объединений любителей внедорожных путешествий, грамотно организующих свои мероприятия, не уступающие по сложности спортивным. Можно пройтись по рекам, водохранилищам, большим озерам и даже морям на собственных яхтах, катамаранах и других судах. Своей семьей или объединением нескольких семей организовать отдых в палаточном лагере, правда,  рискуя оказаться объектом внимания различных фискальных и других контрольных служб, усматривающих в такой форме отдыха, «услугу, не отвечающую требованиям СаНПиНа». В обществе, в котором доминирует потребление, а не производство и циркуляры, превалирующие над здравым смыслом – это вполне возможно. Вероятно, не далеко то время, когда каждая домохозяйка обязана будет иметь медицинскую книжку. «Умом Россию (а точнее логику ее чиновников) не понять!» Тем не менее, самодеятельный туризм – жив и в настоящее время.  В чем же очевидный особый интерес и смысл организации самодеятельных путешествий? Думаю, что это:

- свобода выбора маршрута, сроков, подбора команды;

- возможность оптимизации материальных затрат;

- условная независимость от неразумных нормативных требований, регламентирующий отдых организованных групп.

При этом надо понимать, что когда самодеятельное путешествие организуется на условиях самообслуживания и самоообеспечения, т.е. в формате организации совместного отдыха, речь не идет о каких–либо услугах со стороны третьих лиц, а значит, возможные претензии Роспотребнадзора «о предоставлении  услуг, не отвечающих требованиям потребителя» здесь не уместны.

Что надо знать сегодняшнему самодеятельному путешественнику?

document_8В первую очередь, понимать меру собственной ответственности за свое мероприятие, здраво оценить степень риска, проинформировать в заявительном, а иногда и в согласовательном  порядке местные власти, если речь идет о многодневной (более трех дней) остановке на отдых и службы МЧС,  возможно, приобрести страховку. Конечно, важно грамотно спланировать свой маршрут, подготовить необходимое снаряжение, продукты, аптечку первой доврачебной помощи, средства связи, возможного ремонта снаряжения и техники. Целесообразно взять с собой фото и киноаппаратуру, может не оказаться лишним и оружие, зарегистрированное в установленном порядке. Краеведческая составляющая и экскурсионные объекты являются важными элементами любого правильно организованного путешествия.

К сожалению, а нашей стране не развита сеть национальных туристских маршрутов,  нет разумного регламента посещения национальных парков и заповедников. Как правило, такая регламентация сводиться к банальному сбору средств, запретам и навязыванию услуг. Поэтому желательно, организуя самодеятельные путешествия, постараться выдержать максимально автономные условия самообеспечения, например, взять с собой:  газовые горелки, запас питьевой воды, продуктов, тенты, столы и стульчики, осветительные приборы, может быть, и электрогенератор  и др. Если есть возможность обеспечить ночлег в транспортном средстве (катере, яхте, автомобиле, жилом трейлере и пр.) – это только повысит вашу автономность.

Безусловно, требуется обеспечение особой безопасности при организации движения и ночлегов. В автопутешествиях для ночлегов можно использовать охраняемые стоянки, кэмпинги, или, наоборот уединенные, скрытые от чужих глаз площадки. При этом для движения по лесу следует использовать уже «проложенные» дороги, не накатывая новых следов от колес. При движении по воде ночлег организуется у берега, на берегу или на открытой воде (обеспечив возможную защиту от ветра, управляемый дрейф с вахтенными или  стоянку на якоре с габаритными огнями).

Не зависимо от района путешествий и условий его организации обязательным условием для любого уважающего себя путешественника является уборка мусора, соблюдение противопожарной безопасности, выполнение общих правил охраны природы и культурного поведения.

Ни один даже самый автономный путешественник не может считать себя свободным абсолютно и на него распространяются установленные требования для участников движения по автодорогам, водным путям, пребывания в лесу и др. Поэтому все представители государственных структур, в первую очередь МВД и МЧС, органов общественного самоуправления  должны восприниматься адекватно.

Если принять во внимание эти советы и следовать общепринятым правилам общественного поведения, то любое самодеятельное путешествие может быть интересным и безопасным.

Это имеет и прямое отношение к организации самодеятельных походов и туристских лагерей с детьми и подростками.

Пока есть самодеятельные путешествия у детского-юношеского и семейного туризма есть будущее, а у наших детей возможность по-настоящему изучить свою Родину и стать ее достойными гражданами.

document_9

А значит: «В поход, друзья туристы!» (Александр Сергеевич Потресов).