Пресса о нас

« Назад

Пресса о нас 22.05.2014 16:05

249-coverСтатья "О развитии яхтинга в России", опубликованная в журнале Катера и яхты №249

Игорь Кокоулин ► Проблема не беспокоит, пока с ней сам не столкнешься. В 2008 году я перевез из Санкт-Петербурга яхту (класс «микро») на свою малую Родину, озеро Селигер, и оставил у забора в деревенском огороде.

А куда деваться - организованных лодочных стоянок на Селигере и в помине не было, а слово «яхт-клуб» и подавно никто не знал. Когда пришла пора спускаться на воду, возникло множество вопросов: где спустить лодку, где лодку оставить хотя бы на одну ночь, где ее поднять и, наконец, где хранить зимой?

Поскольку ответа на главный вопрос: «Где оставить лодку на воде, когда на ней меня нет?» - не было, приходилось сразу после похода рубить мачту, грузить на прицеп и обратно - на огород за забор. Если для «катерника» это не очень хлопотно, то для яхтсмена процесс более длительный. И не каждый выходной захочется проводить спуско-подъемную операцию, чтобы немного пройтись под парусом. В полный рост встала проблема, которая называется красивым выражением «инфраструктура яхтинга». Проведя еще более глубокий анализ информации из разных источников, я понял, что не только моя это проблема. Это проблема регионального, а может быть и всероссийского масштаба.

Лиха беда начало...

Понимая, что сама по себе ситуация не рассосется, я решил замахнуться на «великое» - создать свою стоянку маломерных судов. Нашлись единомышленники, энтузиасты, патриоты Селигерского края. Когда мы все это начинали, то отдавали себе отчет, что трудности будут. На самом деле их оказалось больше, чем предполагали.083-085jpg_Page1
Мы столкнулись с полным непониманием местными властями сути проблемы и тех выгод, которые могут быть полезны региону в случае успеха. Кроме непонимания, было еще и нежелание муниципальной власти что-либо делать и помогать, хоть словом. Мы прошли через неразбериху с нормативными документами Росрыболовства, Минприроды, МНС, которые контролируют этот вид деятельности, и отсутствие в Российской Федерации нормативных документов по проектированию и строительству яхтенных стоянок. Финансовые трудности тоже были, но спасибо благочестивым христианам, внесшим свою лепту в развитие родного края.
Словом, создали Тверскую региональную спортивную общественную организацию (ТРСОО) «Яхт-клуб «Паруса Селигера». Многое уже выполнено, и надеюсь, что преодолев оставшиеся бюрократические формальности, мы сможем открыть первую навигацию в яхт-ютубе уже в 2014 году.

Яхтинг - в массы

Я не открываю что-то новое: массовый яхтенный туризм на внутренних акваториях России отсутствует. Подтверждением тому являются и публикации в СМИ, и дискуссии на различных Интернет-форумах. Но самое главное - на горизонте не просматриваются паруса. Лишь иногда «белеет парус одинокий...».
Существует мнение, что яхтинг - это отдых «элиты». Но где вы видели «элиту» с мозолистыми руками, с обветренными и обожженными солнцем лицами, немытую и нечесаную, когда штормит так, что до гальюна не дойти? А это и есть настоящие яхтсмены.
Очень важно для России сделать яхтинг на внутренних водах массовым. Развить яхтинг быстро не получится, но работу эту вести надо, опыт европейских стран говорит, что это можег стать перспективным направлением и для России. Развитие организованного водного туризма невозможно без создания грамотно спланированной и взаимоувязанной инфраструктуры (береговые сооружения, дороги и подъезды, объекты проживания, питания и обслуживания туристов, причальные сооружения для маломерных судов), поэтому
здесь не обойтись без инвестиций и объединения профессионалов, имеющих опыт и желание работать в этой сфере.
И Селигер - отличная стартовая площадка для начала такой работы. Вспомните, водный туризм на Селигере был очень популярен у граждан Советского Союза. Из детства памятны походы на яликах и байдарках, фантастически удачная рыбалка и многое другое. Прошли десятилетия, открылись новые возможности для путешествий по миру, а ситуация в развитии водного туризма на Селигере и на других акваториях внутренних вод России не сильно поменялась. Между тем, это место самой природой создано для отдыха на воде под парусом. Просторы Селигера могут принять одновременно не одну сотню парусных судов, подарить путешественникам незабываемые впечатления от свежего ветра, вырывающего шкоты из рук, и совсем рядом, за островком, от плавания по гладкой воде.
Чтобы превратить Селигер в один из центров организованного водного туризма России, нужно развивать «куль-туру туристического бизнеса» во всех деталях. Естественным представляется развитие на озере Селигер всех видов водного туризма, примеры чего известны в Европе. Очень похожи на Селигер Мазурские озера в Польше. Здесь на небольшой территории успешно организован чартерный бизнес парусных судов и хаус-ботов, с ним тесно соседствуют гостиничный и ресторанный бизнес, дополняя друг друга. Цены доступны для людей с невысокими доходами. Одна неделя отдыха на яхте запоминается до следующей навигации и до очередного похода на яхте. Увлечение парусом засасывает. Если «заболел», то это на всю жизнь. Это я теперь точно знаю.

От слов - к делу

Но вернемся к созданию яхт-клуба. В одиночку этот воз не вытянуть, надо было найти и организовать заинтересованных в реальном развитии Селигерского края людей. Учредители общественной организации ТРСОО «Яхт-клуб «Паруса Селигера» убеждены, что их инициатива со временем найдет понимание и поддержку местных и региональных властей, представителей бизнеса, различных представителей парусного сообщества России, просто любителей отдыха на воде.
083-085jpg_Page2Развитие Селигерского края, как одного из центров организованного водного туризма и водных видов спорта (например, летний спортивный лагерь для гребцов) на территории России представляется логичным и необходимым условием для повышения уровня жизни местного населения, привлечения к водному спорту молодежи. Рациональным представляется создание общедоступного информационного ресурса, способного объединить всех участников этого процесса: туроператоров, представителей гостиничного и ресторанного бизнеса, специалистов в организации чартерного бизнеса, простых граждан, заинтересованных в развитии Селигерского края. Через сайт яхт-клуба (seliger-club.ru), новую редакцию которого в настоящее время разрабатывают специалисты, предполагается вести эту работу.

Благодаря частной инициативе в деревне Покровское Осташковского района Тверской области ведутся работы по созданию яхтенной стоянки. Всю организационную работу проводит общественная организация ТРСОО «Яхт-клуб «Паруса Селигера». В течение 5 лет будет поэтапно развиваться точка базирования маломерных судов с максимальным числом стояночных мест на акватории - до 100 единиц маломерных судов (яхт класса «микро», парусномоторных судов до 9 м и осадкой до 1.5 м, катеров и лодок меньшего размера). Зимняя охраняемая стоянка судов на территории клуба уже сейчас готова принять как минимум 30 маломерных судов. Есть планы по расширению производственных мощностей в части объема предоставляемых услуг, а также по расширению самого перечня услуг членам яхт-клуба и гостям озера Селигер.

Если говорить о гостях, то главный ориентир яхт-клуб делает на предоставление комплекса услуг владельцам трейлерных судов разного класса. Опросы показывают, что есть потребность у обладателей машины, прицепа и яхты (лодки, гидроцикла) спланировать свой отдых на воде с максимальными удобствами: спустить лодку не в камыши, а по бетонному слипу: оставить машину и прицеп не в огороде у «дяди Васи», а на охраняемой парковке; по возвращении из похода - попариться в бане, вкусно перекусить, отдохнуть и, если надо, оставить лодку в охраняемой гавани, уехать домой, к делам, чтобы вновь вернугься к воде, ветру, волнам (или водной глади).

Яхт-клуб «Паруса Селигера» задумывался, прежде всего, как место общения людей, увлеченных парусом. Желанными гостями и членами яхт-клуба будут владельцы разнообразных парусных судов до 26 футов включительно. Акватория восточной части Осташковского плеса озера Селигер позволяет принимать суда и большего размера, но плавание больших килевых яхт по Селигеру затруднительно: под килем - недостаток глубины; над мачтой - недостаток высоты (мост через реку Полоновку и провода над водой в узкостях). Ставка делается на привлечение в клуб владельцев яхт класса «микро», парусных катамаранов, различных швертботов, в том числе не только туристических, но и спортивных. Логичным продолжением будет развитие парусного туризма выходного дня с предложением «на прокат» парусных и гребных судов.

Владельцы катеров, лодок и гидроциклов не будут чувствовать себя обиженными в среде парусного сообщества. Условие одно - строго соблюдать экологические требования и следовать правилам высокой морской культуры. Речь идет о катерах с мощными моторами, капитаны которых неправильно понимают требования хорошей морской практики по маневрированию в стесненных условиях.

Стоянка лодок и береговая инфраструктура - вопрос времени и средств. Одним из главных направлений деятельности яхт-клуба «Паруса Селигера» является общественная работа, проводимая членами клуба. Она направлена на развитие водного туризма и водных видов спорта на Селигере, пропаганду здорового образа жизни. При достижении успехов в развитии яхт-клуба, в том числе и при поддержке властей, планируется создание детской парусной школы при яхт-клубе на территории МО «Сорожское сельское поселение». Есть возможности и для приобщения к управлению парусным судном взрослых людей, желающих постичь эту морскую премудрость.

083-085jpg_Page3Мы открыты для общения и совместной работы в интересах развития яхтинга. Приглашаем к совместной работе всех, кому близок и дорог Селигерский край.

Немного о себе. Родился и вырос на Селигере, в городе Осташков. В18 лет ушел на флот и до сих пор оттуда «не вернулся». Биография простая: военно-морское училище, служба в подводном флоте, работа, бизнес. Инженер и крестьянин одновременно. Большой любитель паруса. Построил сам две яхты: «минитонник» и «микрушку», вторую - по собственному проекту.