Малая «Селигерская кругосветка» или круиз в Ностальгию!

« Назад

Малая «Селигерская кругосветка» или круиз в Ностальгию! 20.12.2016 22:34

IMG_0656Мысли о походе по Селигеру на парусной круизной яхте родились в 2013 году, как только мы познакомились с Игорем. Человек, увлеченный парусом и родным краем, зажег во мне ту маленькую искорку, которая со временем превратилась в пламя. Селигер…стучало в голове, ведь это как раз то самое место, о котором хочется думать. Край легенд или земля Истока, затерянная в глубинах России... Это было начало.

 С приходом навигации 2014 года события стали разворачиваться стремительно. Мой товарищ к тому времени стал счастливым обладателем построенной в Минске парусной круизной яхты Antila 26 classik. И вот данная яхта - знаковый проект гуру польского яхтостроения Яцека Дашкевича, бороздящая водные просторы многих стран Европы, с весны 2014 года готовилась к походу и по Селигеру.

Старт наметили на 10.07.2014 от деревни Покровское, что около г. Осташкова и московской трассы, где после продолжительного пути по «хорошим» российским дорогам мы и встретились с Игорем в яхт-клубе «Паруса Селигера» накануне вожделенного дня начала нашего путешествия. Вечерело. Небо - полное звезд, голова - мыслей…..

Переночевать мы решили на борту яхты Antila 26 classik. Новая круизная яхта мило покачивалась у причала клуба, отражаясь в воде под лунным светом. Спать нам не хотелось. В уютной кают-компании разложили карту, приготовили себе кофе, для вкуса добавили бальзама, разлившегося приятной теплотой по уставшему после дороги телу.

Утро четверга, десятого июля, встретило нас хмурым небом и мелким дождиком. Звезды пропали. Селигер разыгрался. Яхта готова к походу. Последние приготовления закончены. Отдаем швартовые концы, и в путь…..!

Идея нашего круиза состояла в желании отдохнуть на парусной круизной яхте Antila 26 classik в окружении природы уникального озерного края, одновременно изучая возможные маршруты для будущих туристических круизов и организации яхтенного туризма на Селигере. По всей Европе - от Августова в Польше до Марселя во Франции - лес мачт и обилие портов, украшающих маленькие города и поселки вокруг озер и рек.

А каков же ты …Селигер?

Наш маршрут мы наметили от яхт-клуба «Паруса Селигера», расположенного в удобной бухте восточной части Осташковского плеса (район устья реки Сорога). Далее выходим в Осташковский плес, затем Кравотынский, совершаем проход вдоль острова Хачин в сторону реки Полоновка  в направлении Сосницкого плеса, возвращаемся к Волоховщинскому плесу, далее Елецкий плес, совершаем проход в Березовский плес, переходим к Троицкому плесу, наполненному островами, и двигаемся в Осташковский плес с переходом между островами Городомля и Кличен обратно к бухте дер. Покровское в родной яхт-клуб «Паруса Селигера». Уже позже по окончании путешествия по GPS посчитали пройденное расстояние, получилось около 120 км с лавировками.

10.07.2014. В 10 часов отходим от причала гостеприимного клуба «Паруса Селигера». В бухте слабое волнение, идем под двигателем. При выходе в Осташковский плес, глушим двигатель, ставим парус, волнение усиливается, ветер восточный 3-4 балла. То и дело возникают небольшие  шквалы, как правило меняя направление ветра. Шквалистый ветер - особенность Селигера, а обилие островов на озере как бы провоцирует это любопытное явление. Но наша Antila 26 classik «Усатая Синица» устойчиво противостоит этим шквалам, уверенно движется с небольшим креном. Обладая снаряженной массой 2300 кг и подъемно - поворотным килем (швертом), яхта уверенно идет поставленным курсом. Поскольку наша цель - длительный круиз и комфортный ход, мы берем на гроте один риф, стаксель не ставим, парусности вполне хватает для развития яхтой хорошей скорости.

НА «АНТИЛЕ-26» В СВЕЖИЙ ВЕТЕР ЛУЧШЕ НЕСТИ ГРОТ С ОДНИМ РИФОМ И СТАКСЕЛЬ, ЧЕМ ПОЛНЫЙ ГРОТ БЕЗ СТАКСЕЛЯ

Небо хмурое и пасмурное, легкая морось. Но есть надежда! Где-то вдали наблюдаются проблески света в облаках.

Идем на удалении 500-800 метров от берега. Проходим деревни Селигера: Уницы, Залучье, Пачково. Озеро как будто вымерло, людей не видно. Разве что иногда проскочит ошалелый рыбачок, с удивлением разглядывающий нашу яхту. Мы ему машем руками и идем дальше своей дорогой. Туристов тоже не заметно, хотя  палаток и машин на пляжах, особенно у деревни Пески, хватает. Понятно… погода не пляжная, но вполне яхтенная.

Прямо по курсу вдали засияли купола церквей монастыря Нилова Пустынь. Смотрится великолепно. Нилова Пустынь – православная святыня, уникальный памятник архитектуры на Селигере.

Идем судовым ходом с максимально опущенным килем (швертом). В этом году озеро не полноводно, зимой было мало снега. Не рискуем, хотя у нашей  яхты минимальная осадка при поднятом шверте всего 38 см и в оборудовании присутствует стационарный эхолот-лаг. Постоянно  контролируем глубины по курсу. Можно сказать, что наш экипаж чувствует себя уверенно.

К 14 часам понимаем, что круиз круизом, а обед по расписанию. Подходим к одному из лагерей команды «НАШИХ», больше из любопытства. Становимся на якорь в 20м от берега. Мечта одна…камбуз. Игорь включает обаятельную мелодию Утесова «У самого черного моря». Аппетит разыгрался. Белорусская тушенка с картошечкой и чашечкой кофе наполняют кают-компанию «Усатой Синицы» аппетитным ароматом. В такие минуты осознаешь, яхтинг- великолепный отдых!

Подходить на большой яхте к берегу не всегда удобно и правильно. Рельеф дна на Селигере разный. В южных плесах дно илистое, песчаное, а в северных наоборот – можно «поймать» камни, подходы к берегу обрывистые, дно не ровное. Поэтому Игорь взял в поход 3,6 м надувную лодку с 5-сильным мотором. Осторожный капитан - успех похода. Весьма скоро у нас будет возможность в этом убедиться.

При выходе из Осташковского плеса нас ждет порывистый встречный ветер, налетающий из-за острова Хачин. Такое чувство, что великан Хачин отпускает на волю всю мощь Селигера, как бы говоря: « Я вам больше не защитник!»

Решили выйти на берег Хачина осмотреться. Впереди Кравотынский плес, мели, узкий проход между кучей островков, рожденных в период низкой воды. Но это не единственная преграда! С материка в районе деревни Светлица на остров Хачин идет высоковольтная линия и как всегда с необозначенной высотой. Чем занимается местный ГИМС? Непонятно…

Пара взмахов веслами напоминает мне курсантскую практику 30-ти летней давности. Ну,  вот и остров. Тишина, покой, песок под ногами. Лесом переходим на наветренный берег Хачина. Просто шок! Ветер ревет! Вот она Кравотынь! Возвращаемся на яхту. 

Мальчишки на туристической байдарке радостно машут руками, а напротив умиротворяюще сияет золотом куполов Нилова Пустынь. Мы уходим. Прощай милая бухта!

Ветер восточный, идем под гротом и стакселем в лавировку короткими галсами протяженностью не более 50-70м. Эхолот делает свое дело, постоянно контролируем глубину. Проходим под висящими над водой проводами ЛЭП, у яхты высота мачты 12м от уровня воды. Есть легкая тревога, какой запас расстояния до проводов?

Наконец-то «Усатая Синица» на просторах Кравотынского плеса. Большой перепад  глубин рождает приличные волны. Яхта ведет себя отлично. Прекрасно управляется на острых курсах, при правильной настройке парусов не «лежит на руле», не забрызгивается волной благодаря высокому борту. Экипаж чувствует себя комфортно.

К концу дня выглянуло солнышко, погода начала радовать. К 18 часам подошли  к деревне Кравотынь. Встали на якорь. Дневной переход с остановками и выходом на берег составил 25 км.

Вечер. Пара удочек. Тишина. Легкий закат. Нет комаров, шума и дыма, полный комфорт.  А дальше… как в песне Владимира Высоцкого «Лечь бы на дно как подводная лодка …чтоб не могли запеленговать!!!»  Кайф!!!

Утро 11.07.2014. Открываю  глаза. Яркое солнце радует теплотой. В носовой каюте с двухметровым спальным диваном, совсем забываю, что я не дома. Чудеса. А почему нет? Antila 26 classik  «Усатая Синица» и есть наш дом в круизе по Селигеру.

9 часов. Ветер Юго-Восточный 4-5 м/с порывами до десяти. Температура воздуха 14 гр. Снимаемся с якоря. Берем курс в направлении реки Полоновка. Трогательный момент- капитан не был в этих краях 40 лет, служба Родине у морского офицера прошла на иных водных просторах планеты. Душит ностальгия …

Вдали, у берега на Северо-Восточной части острова Хачин замечаем мачту. Положительные эмоции переполняют, сердце радостно стучит…. Неужели яхта? Спускаюсь в каюту за морским биноклем. Но, к сожалению, яхт на просторах Селигера практически нет. И в этот раз чуда не происходит. Небольшой катамаран затерялся в камышах, покачивая на ветру невысокой  мачтой.

Побережье плеса в районе деревни Кравотынь заросло камышом и осокой, кругом мели, надо знать фарватер для подхода к берегу.

К десяти часам вышли на акваторию Кравотынского плеса. Слабое волнение с порывистым шквалистым ветром. Но главное - наконец-то мы дождались яркое солнышко, а легкая облачность и ветерок – лучшая погода для отдыха на яхте.

В планах наступившего дня был проход по Кравотынскому плесу, а далее - заход в реку Полоновку, с целью разведки обстановки и возможности путешествия на большой парусной яхте по этим местам. 

Ветер налетал порывами. То шквал, то какие-то турбулентные потоки постоянно заставляли следить за настройкой парусов. Что поделать,  стихия подвластна только Селигеру с его лесами и обилием островов. Поэтому, соблюдая эти не хитрые правила, мы за 1 час прошли весь плес (8-10 км галсами). В общем, разогнались, позабыв про туризм. Просто в нашей видеотехнике подсела батарейка, да и было желание зайти в магазин. А он в этом краю озера один, только в деревне Заплавье.

При подходе к деревне поднимаем шверт, глубина не позволяет двигаться под парусом, запускаем мотор. Эхолот подтверждает правильность принятого решения, глубина под килем то и дело уменьшается до двух-трех футов. Очередной раз вспоминаем добрым словом конструктора яхты: винт двигателя опущен не ниже глубины днища и тем самым защищен от возможных неприятностей, шверт полностью убран внутрь корпуса яхты. По левому борту начинается активное движение маломерного флота. Казанки, надувнушки и катера всех видов и размеров, как муравьи, снуют около набережной магазина деревни Заплавье,  почтительно сторонясь и пропуская нашу «Усатую Синицу».

На минуту приходит мысль, что это первый «порт» на Селигере по пути нашего следования. А ведь было бы не плохо, чтобы здесь, в столь оживленном месте, на самом деле был порт с причалами и системами сервиса: ресторанчиком, стоянкой для машин, гостиницей, магазином и важным боцманом, принимающим яхты на швартовку….. .

Подходим к набережной и встаем на якорь в 30 м от берега. Я направляюсь к берегу на тузике, а капитан начинает таинство приготовления обеда.

Удобство наличия  надувной лодочки на яхте трудно переоценить, в любое время можно без проблем подойти к берегу и, что самое главное, практически в любом месте.

Магазин в Заплавье – «универмаг с универсамом» в одном лице. Миловидная продавец любезно взяла у меня на заправку аккумулятор для нашей камеры  и предложила светлого пивка на дорожку. Большое ей спасибо!

А тем временем на яхте кульминация светового дня. Обед!!! Игорь еще раз доказал, что хороший капитан - капитан во всем и на камбузе тоже. Удивительно, но на камбузе яхты все готовится быстрее, чем на кухне у жены. И  как аппетитно выглядит…..может Селигер виноват?

Идем в Полоновку. Рой маломерного флота продолжает «жужжать» вокруг яхты, активность не спадает. Яркое солнце. Грот зарифлен. Подходим к узкости. Убираем парус и запускаем двигатель. Уверенный, спокойный рокот «японца» обеспечивает нас малым ходом, которого вполне достаточно, чтобы перемещать 2,5 тонную яхту по тихой воде Полоновки. Входим в Полоновку. Наша задача - проверить возможность прохода по реке для яхт размером побольше казанки. Ширина реки – всего-то два корпуса яхты. Берега реки заполнены туристами. Собаки, лодки, палатки – все отдыхают по-дикому, а кто-то «по-черному». Следы таких «отдыхающих» по всему берегу - мусор, мусор, мусор!

Но поход был не долгим . 500 м вперед и СТОП! Опять ЛЭП с необозначенной высотой. И притом - точно низкая, не пройдем. Да и не хотим! Решили отложить проход по Полоновке в северные плеса Селигера на навигацию 2015 года.

«Усатая Синица» дает задний ход для разворота и пером руля упирается в грунт…короче сидим на мели.

Яхту развернуло поперек судового хода, перекрыв реку. Ширина реки в этом месте метров пятнадцать, может меньше.

Выручает кормовой якорь с барабаном и тузик. Игорь подает мне якорь в лодочку, завожу его на метров 30 в нужную точку. И после того как якорь забрал, капитан применяет мускульную силу и… яхта свободна!

При заказе яхт не все будущие владельцы уделяют внимание действительно нужным вещам. А надо! Можно сказать, кормовой якорь с барабаном и креплением на кормовой релинг сослужил нам не раз хорошую службу в походе по плесам, рекам и заливам Селигера. И особенно помогает такой якорь в различных ситуациях  при управлении яхтой в одиночку.

Покидаем Полоновку, оставляя на потом северные плеса озера. Селигер большой!

Игорь свободно управляет 26- футовой яхтой «Antila 26 classik» без дополнительной помощи. Чувствуется морская выучка. Так и сейчас капитан берет один риф на гроте, убирая излишки паруса в Lazy Jack. «Усатая Синица» идет курсом на Волоховщинский плес.

Ветер слабеет, вышли из Кравотынского плеса под защиту острова Хачин. Спускаю тузик. Вооружаюсь  камерой и запускаю Mercury. Что может быть красивее яхты на воде! Большая белая птица плывет на всех парусах, заставляя множество островных туристов забыть о своих занятиях. Красота! То и дело раздаются приветственные гудки и радостные крики, народу нравится красота парусного судна.

Мимо проносятся моторные катера с желтыми шашечками на борту. Это маршрутные такси Селигера. Работа у них не хитрая - подвоз туристов на острова, а после -  продуктов и водочки. Этот мелкий бизнес налажен местными жителями с началом маршрута от магазина в деревне Заплавье.

Кадры будущего фильма получаются сами собой, откладываю  камеру в сторону и только сейчас понимаю, что я буквально гоняюсь на пяти сильном моторе за яхтой, которая и при малом ветре с одним капитаном на борту под гротом и стакселем почти не оставляет мне шансов.

Селигер спокоен. Появилось время сверить показания  GPS навигатора с эхолотом яхты. На удивление, электронные карты навигатора в точности совпадают с данными эхолота. А вот о найденных нами перед походом обычных картах, сказать этого нельзя. В свободной продаже не найти подробных карт глубин озера Селигер, а жаль. Не вечно спать Селигеру в тишине. Придут и сюда флотилии парусных судов, а им нужна хорошая навигация.

16 часов. Хочется искупаться. Встаем на якорь и опускаем кормовой трап в положение «для купания». В Селигере очень чистая вода. Природные фильтры озера - это болота Валдая. Здесь рождается Селигер, отдающий свою изумрудную воду красавице Волге. Не случайно в былые времена жители деревень Селигера брали воду для питья из озера. Некоторые это делают и по сей день.

Поэтому, по просьбе Игоря, еще на производстве (яхта на верфи строится под конкретного заказчика), в  Antilа 26 classik установили на камбузе  два крана, один питьевой, а другой с забортной водой для таких озер как Селигер. А кроме этого, весьма кстати пригодился и душ в кокпите, опять же с забортной водой. Но капитан им не пользуется, предпочитаю нырнуть в воду с борта.

Купание, полдник, легкий сон. За годы путешествий я отметил одно интересное свойство нашего организма. На 2й- 3й день отпуска биологические часы человека уходят от рабочего графика и если взрослый мужчина спит днем - значит отдых удался.

Скоро вечер. По карте в районе полуострова Коровий нас ждет очередная ЛЭП. Будем заваливать мачту. Волоховшинский плес покидаем без происшествий, впереди - Елецкий. Немного плутаем между островами и выходим к 19 часам на судовой ход, а вот и ЛЭП. Высота не обозначена. Мы привыкли. Экспериментировать не будем и готовимся к завалу мачты.

Операция завала совсем не сложная.

1. Необходимо опустить парус в Lazy Jack и снять гик, отсоединив предварительно небольшое стопорное кольцо от шплинта в креплении гика к мачте.

2. Далее проделать похожие действия, сняв стопор в креплении жесткого штага на носу яхты.

3. Убираем, чтобы не запутаться, из-под ног ванты и шкоты, постепенно отпуская фал рамки системы завала мачты, соединенной с жестким штагом, кладем мачту в подставку на корме. Все. Операция заняла не больше 15 мин. При желании ее может делать один человек, но вдвоем-удобней.

Двигаемся под двигателем в направлении турбазы Новые Ельцы. И тут впервые за два дня круиза встречаем яхту, идущую под двигателем нам на встречу. Экипаж яхты, несмотря на микро класс, целых 4 человека. Весело. Волнительно. Почти восторг. Встаем на якорь, Игорь приглашает капитана и команду микрушки «Пиксель» на борт «Усатой Синицы».

Капитан яхты «Пиксель» Алексей - бывалый человек, но чувствует себя на борту «Усатой Синицы» как водитель Запорожца в Мерседесе. Все интересно и любопытно. Капитаны первыми спускаются в кают-компанию Antila 26 classik, за ними следует экипаж. Умные речи на тему морской практики быстро заканчиваются и Игорь достает бокалы, необходимые для столь важного события.  Пара тройка тостов разряжает обстановку. И гости мило общаются, задавая обычные для новичка на круизной яхте  вопросы. «Почему блестит потолок?»  или «Как работает телевизор?» и, как бы отвечая самим себе, удивляются высоте каюты, без малого 2м. Удивителен камбуз с дымчатым стеклом, большой гальюн с прокачным унитазом, зеркалом и полками, окна, люки, удобные кают-компания на 6-8 чел., носовая и кормовые каюты и многое другое. Напоследок один из членов команды «Пикселя» просит оставить его жить в гальюне «Усатой Синицы», ведь там больше места, чем в носу у «микрухи», где ему приходится частенько находится из-за нехватки пространства для экипажа из 4 чел. Под веселый смех команда вытаскивает его из каюты нашей яхты и «Пиксель» готовится к отходу.

Уже отчаливая,  капитан «Пикселя» рассказал, что не удачно сел на камни, согнув при этом шверт, и поэтому, к сожалению, микруха может идти пока только под двигателем, далее требуется достаточно сложный ремонт. Игорь участливо предложил капитану оставить «Пиксель» в яхт-клубе «Паруса Селигера», пока тот съездит в Москву за ремкомплектом, при этом посмотрев на меня, и взглядом как бы напоминая, что осторожный капитан – успех похода.

23 часа. Полуостров Коровий.  Дневной переход составил 27км. Ужин. Ночлег. Долго сижу на палубе – любуюсь ночным Селигером. Луна отражается в воде серебристой дорожкой. Кругом необычайная синева.

12.07.2014. Утро нахмурилось облаками, но уже к 8 часам выглянуло солнышко. День обещал быть теплым. На середине плеса заметен сильный ветер, бегут белые барашки волн, а в 40 м от полуострова Коровий, в месте нашей стоянки тепло и безветренно. Пока капитан планирует отход, я высаживаюсь на пляж, желая сделать фото «Усатой Синицы» с берега. Места красивые и не доступные с «материка», но кругом полно следов туристов, отдыхающих «по- черному», снова повсюду - мусор, мусор, мусор!

Время 10 часов. Неспеша выбираем якорь, движемся в направлении  Березовского плеса. По пути проходим поселок Новые Ельцы с одноименной усадьбой. Покидая Елецкий плес, идем длинными галсами. Ветер то и дело меняется, сказывается наличие близких берегов и густого лесного массива. Солнце яркое. Ощущается чувство близости с природой – вот такой он  яхтенный туризм на внутренних водах!

При подходе к причалу поселка Новые Ельцы опять знакомая преграда - ЛЭП. Заваливаем мачту, на все  ушло не более 15 минут. Игорь запустил двигатель, проходим  под проводами, а мимо, торопливо пыхтя и поддымливая дизелем, идет теплоход «Капитан Макаров». Пассажиры и туристы с любопытством выглядывают из окон, разглядывая яхту с заваленной мачтой. Вдруг раздается трудно различимый голос из громкоговорителя, а из-за носа теплохода выныривает катерок с плакатом РЫБА. Помаячив перед носом речного гиганта, бизнесмены «Рыбных дел», напомнив басню «Слон и Моська», исчезают за поворотом.

Время 12 часов. Отдаем якорь и ставим мачту в обратном порядке, укладываемся в  те же 10-15 мин. Чувствуется легкий голод. Решили установить столик в кокпите. Есть такая приятная мелочь на борту «Усатой Синицы».  Игорь достает из капитанской «схованки» бутылочку бальзама.  Получается приятный ланч на природе, прям как у бабушки на даче. Свежий воздух пьянит, экипаж клонит ко сну. Тем и хорош отдых на яхте – торопиться никуда не надо.  Предложение поспать минут сорок принимается единогласно.

Совсем низко над Antila 26 classik пролетает гидросамолет. Покачивая крыльями, он как бы приветствует «Усатую Синицу».

Наш курс лежит на деревни Княжное и Бухвостово. Ветер свежий, для комфортности хода рифим грот (при ветре 8-10 м/с удобно управлять яхтой в одиночку если взять один риф и убрать стаксель на закрутке жесткого штага, так можно идти долго не уставая).

К 15 часам прошли Елецкий плес в направлении полуострова Радовень. Входим в Березовский плес. На берегу начинают встречаются цивилизованные отели с причалами. А вокруг яхты то и дело на большой скорости глиссируют моторные катера, сигналя и приветствуя. Проходим мысы Телка и Бык. На пляжах много машин и палаток. Рыбаки, отдыхающие, купающиеся дети - лето пришло на Селигер на третий день нашего круиза.

Побережье Березовского плеса очень живописно и надежно обжито турбазами да мини отелями. Теремки, платформы для купания у воды, баньки под нависающими над озером дубами. В акватории залива деревни Залучье (жители Осташкова называют эту деревню Верхнее Залучье) царит атмосфера отдыха и удовольствий.

Сделав малый круг по Березовскому плесу, возвращаемся к мысу Бык. Пляж у подветренного берега хорошее место для вечерней стоянки. Дневной переход составил 18 км. На сегодня хватит. Вокруг пляжное настроение. Детишки с родителями просят посмотреть «Усатую Синицу». Принимаем на борт любопытную команду. Детям все нравится, это сразу видно.

После ужина включаем с Игорем фильм литовского агенства по туризму о развитии яхтенных путешествий в дельте Немана и Кушлянском заливе. Для  европейских стран не является секретом, что яхтенный туризм тянет за собой развитие прибрежных территорий. За портами и яхт-клубами, строятся отели и рестораны, новых клиентов получают магазины и предприятия сервиса, совершенствуется инфраструктура края. Создается много рабочих мест, а региональные бюджеты получают новые доходы.  Но главное даже не в этом. Организованный яхтенный туризм даст возможность сохранить уникальную природу, например Селигера. А ее понемногу губят. Кругом не «контролируемое» строительство и стоянки у воды, свалки мусора после шальных туристов, которые к тому же зачастую поливают маслом и бензином заповедную экосистему озер Селигера.

13.07.2014. Четвертый день нашего круиза. Покидаем Березовский плес. Погода не совсем

благоприятная как вчера. Ветер встречный – «мордотык». Волнение присутствует. Волна пенится, в общем не очень комфортно. «Усатая Синица» идет короткими галсами против ветра, двигатель принципиально не запускаем, нет нужды. Держим курс на Троицкий плес. Игорь внимательно смотрит за обстановкой, иногда по курсу встречаются лодки рыбаков. Волнение достаточно сильное, идем с креном, однако высокий борт спасает яхту от забрызгивания водой.

К 12 часам опять проходим ЛЭП  Новые Ельцы. Процедура знакомая-завал, подъем мачты.

Идем в обратном направлении по Елецкому плесу, навстречу течению и ветру. Опять короткие галсы крутого бейдевинда, ход с сильным креном. Здравствуй Троицкий плес!!!

Погода меняется на глазах. Небо хмурится, ветер налетает неожиданно, часто меняя  направление, в воздухе пахнет озоном – чувствуем, что это к дождю.

Острова, острова, острова! Трудно сказать, какой плес Селигера лучше, но точно скажу , что мне больше всего запомнилось на Селигере. Это острова Троицкого плеса!

Впервые попадая в эти места, чувствуешь себя как в волшебном мире Джоаны Роуленс.

Идти под парусами между островами с непрерывной лавировкой нет смысла. Спускаем грот в Lazy Jack, несколько движений фала и стаксель закручивается на жестком штаге. Игорь запускает двигатель.

Наш капитан помнит Троицкий плес с детства, но время, проведенное Игорем на флотах необъятной Родины изменило и этот сказочный мир тоже. В попавшем мне ранее путеводителе для рыбаков по Селигеру (к сожалению для яхтсменов спец. рекомендаций не нашлось)  сказано только, что путешествие по Троицкому плесу чревато сюрпризами и знание безопасного прохода между островами известно только опытным лоцманам.

Поднимаем шверт до минимальной осадки яхты 38 см. Двигатель уверенно работает на среднем ходу. А Игорь спокойно ведет «Усатую Синицу» между островами загадочного плеса. И я понимаю, сердце моряка наш путеводитель!

Солнышко выглянуло так же внезапно, как и спряталось. А Троицкий плес сразу наполнился отдыхающими и рыбаками, да еще неизвестно откуда взявшимися спортсменами на водных лыжах.  «Усатая Синица»,  завершив четвертый день круиза, становится на якорь у оконечности острова Хачин перед выходом в Осташковский плес. Дневной переход составил 31 км.

На завтра нас ждет последний переход «Селигерской  Кругосветки» –  Осташковский плес – бухта яхт-клуба «Паруса Селигера.

14.07.2014. Финал. Возможно профессиональный журналист сделал бы его грустным или даже ужасным.  Ведь отпуск заканчивается и без малого…неделя нашего путешествия по Селигеру тоже. Но для меня,  этот день был другим, потому что я увидел то, что хотел.

«Танцы на воде»!

Ночью четырнадцатого июля великан Хачин опять намудрил. Ветер шумел изо всех сил и порой казалось - на Селигере шторм. Тузик отчаянно бился о борт «Усатой Синицы».

А Antila 26 classik мягко покачивалась на волнах, как бы показывая всем своим существом, что ветер ей не враг, а скорее наоборот – Друг.

Утро. Выходим на простор Осташковского плеса. Это самый большой плес на Селигере и носит название одноименного города Осташкова Тверской губернии, расположенного на его побережье.

Из-за высоких крон деревьев величественно выступают купала церкви Никола-Рожка. Идем в направлении острова Городомля. Таинственный остров! К берегу подходить нельзя, о чем предупреждает масса табличек на пляжах, камеры, охрана. Именно здесь немецкие ученые из группы Фон Брауна, в послевоенное время  разворачивали исследования в области ракетных технологий. Тайны. Тайны. Тайны.

Выходим на середину плеса, рассчитывая длинными галсами выйти к яхт-клубу «Паруса Селигера». Маршрут намечаем  между островом Кличен (в советское время стал полуостровом) и островом Городомля.

Ставим полный грот и стаксель, как прямо над нами появляется старый знакомый шалун -Гидросамолет. Один круг над яхтой. Потом разворот. Второй. Третий. Туристы на борту «летающего экскурсовода» довольны и для нас развлечение. До встречи!!!

Солнце ярко светит в зените, небо прячется за  легкой дымкой. Спускаюсь в тузик, предварительно вооружившись фото и видео техникой. Делаю несколько кругов вокруг «Усатой Синицы», стараясь поймать удачные фото. Мотор радостно пофыркивает. Все нормально. Как вдруг Mercury чихнул один раз, другой, и заглох. «Что, лейтенантик, деньги  кончились?»- слышу старую флотскую шутку Игоря. Деньги слава богу нет, а вот бензин точно.

Antila 26 classik  горделиво проходит перед тузиком. А я, впившись в глазок видоискателя видеокамеры ловлю каждый кадр. Ветер совсем  маленький, почти штиль, но «Усатая Синица» уверенно движется перед камерой, оставляя на память великолепные кадры. Здорово, что кончился бензин! Красота!

Устройство яхты и управление ею часто пугает туристов еще до начала путешествия, ну а яхтенная  терминология, применяемая опытными морскими волками – просто ставит многих в тупик. Но все не так страшно, если не наоборот. Управлять парусной круизной яхтой  вполне может один человек. Отдых на круизной яхте по комфорту равнозначен домашнему. Да и стоит яхта  как не самый дорогой легковой автомобиль. Наверное, поэтому какой-нибудь польский, голландский или немецкий мальчишка с детства управляющий отцовской яхтой на любимом озере или реке видит в парусе символ отдыха, любви к природе и родному краю. И права для управления яхтой до определенного размера в некоторых странах не требуются. Почему у нас все так усложнено? Непонятно.

Тем временем Игорь меняет галсы,  проходит перед камерой, то левым, то правым бортом. Выполняет поворот фордевинд, становится носом на ветер (левентик) и вновь движется, выписывая разнообразные фигуры на гладком зеркале воды Селигера. Эти кадры будущего фильма я и назвал «Танцы на Воде».

15 часов. Родной яхт-клуб «Паруса Селигера» гостеприимно распахивает перед «Усатой Синицей» и ее экипажем свою гавань. Дневной переход составил 19 км. Яхта под двигателем подходит к причалу. Путешествие законченно. За время нашего круиза по Селигеру потрачено было четыре литра бензина, весь мусор попал куда требуется - в бортовой мусорный  контейнер, который мы привезли с собой и опорожнили только в клубе. Вспомнилась фраза слесаря Гоши (Георгия Ивановича) из замечательного фильма «Москва слезам не верит»: « После нас все чисто!».

Скорость на переходах была 4-12 км/ч .

А общий километраж по навигатору составил около 120 км.

Селигер большой и пройти его весь в этой навигации мы цели не ставили, главное хотелось  увидеть этот благодатный край глазами яхтенного туриста, как на Мазурских озерах в Польше или Боденском озере в Швейцарии. И очень хочется верить, что уже скоро белый парус станет неотъемлемой частью Селигера, такой же, как и на многих озерах Европы. Прощаться с Селигером совсем не хочется! Остается только сказать: «До новой встречи, дорогой друг!»

Андрей Максимов.

Минск. Республика Беларусь